АФК с детьми с РАС и СДВГ

Сегодня обсудим тему занятий адаптивной физической культурой (АФК) с детьми, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

На протяжении полутора лет занятий с детьми с РАС с СДВГ вызывали у меня трудности по нескольким причинам:
  • Невозможно установить руководящий контроль;
  • Отсутствует налаженное совместное взаимодействие, следовательно затруднено выполнение программы и понимание инструкций.

За это продолжительное время мне удалось вывести точки, которые помогают проводить занятия АФК для детей с РАС с СДВГ и сейчас я расскажу о них подробнее.

Гиперактивные дети с данным синдром почти всегда находятся в движении — они не могут усидеть на месте, не могут лежать и стоять даже непродолжительное время.

Причины такого поведения могут быть в сенсорных дефицитах, то есть они это делают лишь для того, чтобы почувствовать свое тело — им необходимо двигаться, сталкиваться, ударяться, прыгать.

В результате введения в занятия АФК упражнения, направленные на компенсацию сенсорных дефицитов, мне удалось добиться качественных сдвигов в понимании инструкций, а также качестве и количестве выполнения упражнений. Значит получится и у вас!

Вот мой алгоритм:
  1. Мы начинаем занятия с большого объема сенсорных стимуляций. Это качание, кручение в гамаке/мешке, давление, сжатие, растяжение, вибрация на кисти/ноги/спину ребёнка.
  2. Сенсорное насыщение снижает на непродолжительное время гиперактивность ребёнка, следовательно он готов целенаправленно и качественно выполнить инструкцию. Как правило, это не более 2−3 минут.
  3. Затем снова фаза сенсорных насыщений.
И по такому кругу проходит эффективное занятие.

Также для ребенка с СДВГ я также обязательно добавляю в программу большой блок упражнений на тренажёрах — это, к примеру, беговая дорожка и эллиптический тренажер, показанные на видео. Они позволяют выполнить большой объем физической нагрузки, при этом не создавая дискомфортных состояний, связанных с нахождением на одном месте и в одном положении.
--
Обучая или тренируя «особенного» ребёнка, не забывайте о том, что в первую очередь он опирается на ощущения. И если они работают с ошибкой или с задержкой, то и результат будет соответствующий.