Вестибулярные дисфункции у детей с РАС

Теория:
  1. Вестибулярный аппарат человека — сложный и тонкий механизм, позволяющий нам ориентироваться в пространстве и совершать точные движения относительно окружающих предметов.
  2. Ориентацию тела в пространстве в организме человека обеспечивает вестибулярный анализатор. Он отвечает за определение положения и характера движений тела и отдельных его частей, обеспечивает восприятие силы тяжести.
  3. Любое изменение положения тела в пространстве воспринимается вестибулярными рецепторами — так называемыми волосковыми клетками, расположенными в лабиринте внутреннего уха.
  4. От рецепторов нервные импульсы идут по вестибулярному нерву, который вместе со слуховым нервом входит в VIII пару черепно-мозговых нервов.
  5. Далее импульсы поступают в вестибулярные ядра продолговатого мозга, где происходит синтез информации и осуществляется управление двигательными реакциями.
  6. Из вестибулярных ядер регулирующие нервные импульсы расходятся в различные отделы ЦНС:
  • Мозжечок;
  • Спинной мозг;
  • Ретикулярную формацию;
  • Вегетативные нервные узлы;
  • Глазодвигательные ядра;
  • Кору головного мозга.
Они обеспечивают перераспределение мышечного тонуса и рефлекторные реакции по сохранению равновесия. Так работает весь аппарат без нарушений.

Я обратил внимание, что у детей с вестибулярными расстройствами часто присутствует конкретное нарушение:

  • Атония
Это отсутствие нормального тонуса скелетных мышц и внутренних органов, развивающееся вследствие нарушений, возникающих при РАС.

  • Как следствие развивается гипотония
Это снижение мышечного тонуса желудка или кишечника. Органы продолжают выполнять свою функцию, однако из-за нарушения перистальтики кишечника пищеварительные процессы происходят очень медленно. Ослабление мускулатуры желудка нарушает процесс пищеварения, в результате пища после каждого приема может оставаться в плохо переваренном виде. Результатом будет запор и расстройства пищеварительного тракта.

Конечно, методы АФК достаточно ограничены, ввиду небольшого количества методологических исследований, протоколов работы и в целом программ. Это делает квалифицированную помощь крайне затруднительной, однако я считаю, что само расстройство не ново, им можно и нужно заниматься с поправкой лишь на поведение.

Итак, с вестибулярными нарушениями я работаю по следующей программе, направленной на укрепление тонуса скелетных мышц и внутренних органов:
  • Перекаты на спине с группировкой и подъёмом ног;
  • Упражнение «брёвнышко» — перекаты с живота на спину с соблюдением прямолинейного движения;
  • Бег/ходьба боком;
  • Упражнения на балансировочной доске;
  • Упражнения на удержание позы;
  • Упражнения на фитболе или на фитболе в виде арахиса;
  • Ходьба по препятствиям с разной поверхностью (твердое-мягкое, высокое-низкое);
  • Качание в гамаке или кручение в мешке.
  • Ходьба спиной
Я часто добавляю элементы, которые с одной стороны усложняют движение, а с другой автоматизируют его. К примеру, при ходьбе спиной мы кидаем мяч друг-другу или кидаем его в цель.