«Неумение прыгать» (ч.1).
С точки зрения физиологии и психологии

Важно понимать, что прыжки — это функционально сложное движение. В нём задействовано значительное количество мышц, связок и сухожилий.

Теория:
  • Связки соединяют кости между собой, обеспечивая стабильность суставов и ограничивая их движение в определённых направлениях. Они состоят из плотной соединительной ткани и обладают определённой эластичностью, что позволяет им выдерживать нагрузки;
  • Сухожилия же соединяют мышцы с костями и отвечают за передачу силы, необходимой для движения. Они более прочные и менее эластичные, чем связки, что позволяет им эффективно передавать усилия от мышц к костям.

  • Работа мышц включает три фазы (периода):
  1. Латентный (скрытый) период — время после действия раздражителя до начала сокращения. В этот период мышца ещё не сокращается, но идут подготовительные этапы расщепления веществ и образования энергии;
  2. Фаза укорочения (или развития напряжения) — период, во время которого мышца укорачивается, становится толще;
  3. Фаза расслабления — период, во время которого мышца расслабляется до исходной длины.
Эти фазы характерны для одиночного мышечного сокращения — реакции на одиночный электрический или нервный импульс.

Причиной сбоев являются нарушения в нервной системе.

Нервная система посылает исполнительные команды к мышцам, которые заставляют их сокращаться в нужной последовательности, с необходимыми усилиями и скоростью.

  • Некоторые механизмы нервной регуляции:
  1. Рефлекторная регуляция — мышечное сокращение происходит в ответ на раздражение нервных волокон или мотонейронов, которые иннервируют мышцу (иннервировать — снабжать какие-либо органы или ткани живого организма нервными волокнами, которые обеспечивают связь с центральной нервной системой);
  2. Согласованная работа мышц. Например, сокращение мышц сгибателей ноги вызывается возбуждением двигательных нейронов спинного мозга, а мышцы разгибатели одновременно расслабляются из-за торможения других нейронов;
  3. Обратная связь. При избыточном напряжении сухожилия скелетной мышцы, сигнал от сухожильных рецепторов ослабляет возбуждение нервного центра и снимает напряжение.

Я рассказываю это для того, чтобы понимать, что прыжки — это процесс, в котором задействовано большое количество систем организма. И вследствие нарушения, все эти системы могут функционировать со значительными отклонениями. Это не просто «неумение прыгать».

Перед тем как заниматься или просить ребенка прыгать, оцените:
  1. Функциональные возможности мышц;
  2. Опорно-двигательный аппарат;
  3. Состояние нервной системы (регуляция, адаптация, наличие/отсутствие сенсорных дефицитов).
Вывод такой, что часто мы забываем, что любое целенаправленное движение — это работа всех систем организма.

Для того, чтобы ребёнок с РАС научился прыгать, нам с вами необходимо восстановить, отрегулировать все участвующие системы в этом процессе.