Важно понимать, что прыжки — это функционально сложное движение. В нём задействовано значительное количество мышц, связок и сухожилий.
Теория: - Связки соединяют кости между собой, обеспечивая стабильность суставов и ограничивая их движение в определённых направлениях. Они состоят из плотной соединительной ткани и обладают определённой эластичностью, что позволяет им выдерживать нагрузки;
- Сухожилия же соединяют мышцы с костями и отвечают за передачу силы, необходимой для движения. Они более прочные и менее эластичные, чем связки, что позволяет им эффективно передавать усилия от мышц к костям.
- Работа мышц включает три фазы (периода):
- Латентный (скрытый) период — время после действия раздражителя до начала сокращения. В этот период мышца ещё не сокращается, но идут подготовительные этапы расщепления веществ и образования энергии;
- Фаза укорочения (или развития напряжения) — период, во время которого мышца укорачивается, становится толще;
- Фаза расслабления — период, во время которого мышца расслабляется до исходной длины.
Эти фазы характерны для одиночного мышечного сокращения — реакции на одиночный электрический или нервный импульс.
Причиной сбоев являются нарушения в нервной системе.
Нервная система посылает исполнительные команды к мышцам, которые заставляют их сокращаться в нужной последовательности, с необходимыми усилиями и скоростью.
- Некоторые механизмы нервной регуляции:
- Рефлекторная регуляция — мышечное сокращение происходит в ответ на раздражение нервных волокон или мотонейронов, которые иннервируют мышцу (иннервировать — снабжать какие-либо органы или ткани живого организма нервными волокнами, которые обеспечивают связь с центральной нервной системой);
- Согласованная работа мышц. Например, сокращение мышц сгибателей ноги вызывается возбуждением двигательных нейронов спинного мозга, а мышцы разгибатели одновременно расслабляются из-за торможения других нейронов;
- Обратная связь. При избыточном напряжении сухожилия скелетной мышцы, сигнал от сухожильных рецепторов ослабляет возбуждение нервного центра и снимает напряжение.
Я рассказываю это для того, чтобы понимать, что прыжки — это процесс, в котором задействовано большое количество систем организма. И вследствие нарушения, все эти системы могут функционировать со значительными отклонениями. Это не просто «неумение прыгать».
Перед тем как заниматься или просить ребенка прыгать, оцените:- Функциональные возможности мышц;
- Опорно-двигательный аппарат;
- Состояние нервной системы (регуляция, адаптация, наличие/отсутствие сенсорных дефицитов).
Вывод такой, что часто мы забываем, что любое целенаправленное движение — это работа всех систем организма.
Для того, чтобы ребёнок с РАС научился прыгать, нам с вами
необходимо восстановить, отрегулировать все участвующие системы в этом процессе.