Связь адаптивной физической культуры и сенсорной интеграции

Для краткости далее будем говорить АФК и СИ.

Всё началось с того, что несколько лет назад Ольга Мелешкевич спросила меня: АФК и СИ — это одно и тоже?

Этот вопрос вызвал у меня затруднения.

Сегодня я бы ответил, что и да, и нет, потому что фактически мы отталкиваемся от ребёнка. А точнее от степени нарушений, физических возможностей, поведения, наличия сенсорных дефицитов и многого другого. А ещё, конечно, от квалификации тренера и, как бы странно ни звучало, его предпочтений в выполнении упражнений и заданий — плохо делать нельзя.

1. Почему сенсорная интеграция — это не АФК?

Первое, на что обращаю внимание, это время создания, время когда об этой системе стало известно. Сам термин появился в 1963 году. Его автором стал психолог и эрготерапевт из США Джин Айрес. Тогда как термин «адаптивная физическая культура» появился в России в 1995 году.

  • В тот год в Национальном государственном университете физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта (НГУ им. Лесгафта) была создана первая в стране кафедра с названием «Теория и методика адаптивной физической культуры».

У меня не было ни теоретического, ни практического опыта проведения занятий по сенсорной интеграции так, как это было задумано и разработано людьми, создавшими именно СИ, а не АФК.

Я доучился до методиста АФК и ни разу за четыре года обучения не столкнулся с термином СИ. Помимо этого, в литературе и других источниках, описывающих проблематику, принципы, закономерности АФК, нет описания СИ, как метода и приёма, который можно использовать в рамках занятий АФК.

Из этого можно сделать вывод: АФК и СИ — это 2 системы, которые используют разные принципы и методы в теоретической и практической деятельности.

2. Теперь же, почему одно?

Многие тренеры (и я в самом начале) по своей неопытности/незаинтересованности игнорируют наличие сенсорных проблем у детей и занимаются только физическими упражнениями.

Результат такой, что 30−40% детей не могут справиться с упражнениями. Как я увидел позже, этот процент — это дети с проблемами, дефицитами в сенсорной системе.

  • Следовательно некоторые дети с РАС не смогут восстановить свои физические качества без устранения сенсорных дефицитов.
  • И значит, что система АФК не может быть эффективной на 100% при работе с детьми с РАС.

Включение элементов СИ в занятия АФК позволяет качественно поднять уровень понимания, освоения, развития физических качеств ребёнка с РАС.

Невозможно сказать, в какой пропорции должны быть физические упражнения и сенсорные воздействия — это является индивидуальной особенностью каждого ребёнка.
--
Итого, СИ и АФК — это взаимосвязанные системы. На каждом занятии и с каждым ребёнком я выстраиваю свой индивидуальный баланс между сенсорным и физическим воздействием — вижу, что это приносит хорошие плоды, рекомендую вам тоже работать так.