Сенсорные нарушения (сенсорная интеграция)

Когда говорят про компенсацию сенсорных нарушений, используют термин сенсорная интеграция, поэтому и мы будем говорить на научном языке.

Сенсорная интеграция — это неврологический процесс организации информации, которую мы получаем от нашего тела и внешней среды для использования в повседневной жизни.

Одна из основных задач нашей центральной нервной системы — интеграция ощущений. Ни одна часть центральной нервной системы не работает в одиночку.

Это значит, что:
1. Информация от чувствительных рецепторов должна пройти замкнутый цикл от восприятия (через анализ и синтез)
2. Затем переходить к объединению сенсорных ощущений различных модальностей (проприоцептивных, зрительных, слуховых и т. д.)
3. Далее перейти к планированию и организации адекватного ответа;
4. И обязательным завершающим этапом цикла получить обратную связь.

На получение сенсорной информации (входящего сигнала) в синхронизирующемся режиме формируется моторный ответ. Таким образом человек получает возможность планировать и выполнять какие-либо действия, что позволяет ему эффективно взаимодействовать со средой и успешно осваивать двигательные навыки.

У ребёнка с РАС на одном из этапов получения или переработки информации происходит сбой. Как итог, 4 пункт (получение адекватного и качественного моторного ответа) организму даётся затруднительно, а иногда и вовсе не получается. Вследствие чего и овладевание двигательными навыками вызывает сложность.

Сенсорные нарушения могут проявляться по-разному, вот некоторые проявления:
1. Тактильная дисфункция — неприятие прикосновений, недостаточная реакция на тактильные ощущения, различение объектов только наощупь;
2. Вестибулярная дисфункция — высокая активность движений, низкий тонус мышц, нарушения координации;
3. Проприоцептивная дисфункция — неправильная оценка положения тела в пространстве, собственного веса, давления, движения мышц и суставов;
4. Аудиальная дисфункция — нарушение слухового восприятия, то есть повышенная реакция на громкие, резкие звуки;

Обработка звука на уровне мозга — очень сложный процесс, проблемы могут возникнуть на разных этапах. Так что этот пункт скорее не конкретное расстройство, а группа функциональных нарушений.

5. Обонятельная дисфункция — чрезмерная реакция на запахи, ребёнок отказывается от еды из-за запаха, раздражается от аромата парфюма;
6. Визуальная дисфункция — ребёнок избегает прямого взгляда, щурится и плачет от яркого света, любит играть при приглушённом освещении.

Часто таких дисфункций у одного ребёнка несколько.

--
Теперь перейдём к практическим советам, основанным на моём опыте:

Все дети, с которыми я занимаюсь, получают большой объём сенсорных стимулов. Для некоторых детей это до 70% от времени занятия. Моя система занятий построена таким образом, что в среднем каждые 10−15 минут ребёнок получает порцию сенсорных стимулов. Это могут быть качания в гамаке, кручение в мешке, прыжки на батуте, тактильное воздействие (массажи, похлопывания), пение и прочее.

На фоне активизации сенсорных систем, устранение имеющихся дефицитов и овладевание двигательными навыками происходит наиболее эффективно и быстро.